16 ноября 2014 г. г. | Иванов Александр
В 2002 году когда я был вызван на призывную комиссию, меня признали негодным к военной службе и выдали мне военный билет. В настоящее время я считаю себя здоровым и имею намерение поступить на службу в органы внутренних дел, но с формулировкой «ограниченно годен к военной службе» меня туда не принимают. Прошу переосвидетельствовать меня на военно-врачебной комиссии военного комиссариата города Чебоксары и изменить формулировку на «годен к военной службе».
Ваше обращение о пересмотре степени годности к военной службе рассмотрено. Сообщаем Вам следующее: Пунктом 1 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе) закреплено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образо¬вательные учреждения профессионального образова¬ния, призыве на военные сборы, прохождении альтер¬нативной гражданской службы, а также граждане, ра¬нее признанные ограниченно годными к военной служ-бе по состоянию здоровья, проходят медицинское ос¬видетельствование врачами - специалистами: терапев¬том, хирургом, невропатологом, психиатром, окулис¬том, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. Под¬пунктом «а» п. 1 ст. 23 Закона о воинской обязанности и военной службе определено, что граждане, признан¬ные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от при¬зыва на военную службу. В силу пп. 1 и 4 ст. 52 Закона о воинской обязанности и военной службе указанные граждане зачисляются в запас Вооруженных Сил Рос-сийской Федерации и во время пребывания в запасе про¬ходят медицинское освидетельствование для определе¬ния их годности к военной службе в соответствии с По¬ложением о военно-врачебной экспертизе, утвержден¬ным Постановлением Правительства Российской Фе¬дерации от 25 февраля 2003 г. № 123. Кроме того, п. 3 ст. 5.1 Закона о воинской обязанности и военной служ¬бе устанавливает, что порядок организации и проведе¬ния медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступле¬нии на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессиональ¬ного образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признанных ограниченно годными к во¬енной службе по состоянию здоровья, определяется По-ложением о военно-врачебной экспертизе, утверждае¬мым уполномоченным федеральным органом испол¬нительной власти. Следовательно, граждане, признанные ограничен¬но годными к военной службе по состоянию здоровья, названные в ст. 5.1 Закона о воинской обязаннос¬ти и военной службе, считаются пребывающими в за¬пасе и проходят медицинское освидетельствование в соответствии с Положением о военно-врачебной экс¬пертизе, утвержденным Постановлением Правитель¬ства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. № 123 (далее - Положение). А Правительство Российской Федерации вправе определять перечень граждан, пре¬бывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, которые должны проходить медицинское освидетельствование, а также сроки и периодичность его прохождения. Правительство Российской Федера¬ции, действуя в рамках реализации указанного пол¬номочия, приняло Постановление от 31 декабря 2004 г. № 886, п. 19 которого признало утратившим силу абз. 1 п. 38 Положения, предусматривавший обязатель-ное периодическое медицинское освидетельствование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, измени¬лось или нет состояние их здоровья. Ранее абз. 1 п. 38 Положения предусматривал, что граждане, признан¬ные при призыве на военную службу ограниченно год¬ными к военной службе и зачисленные в связи с этим в запас, до достижения ими 27-летнего возраста под¬лежат обязательному медицинскому освидетельство¬ванию раз в три года. Таким образом, ранее гражда¬нин был обязан пройти медицинское освидетельство¬вание, пребывая в запасе по состоянию здоровья, и в случае его улучшения у него возникала обязанность по прохождению военной службы по призыву. С 1 января 2005 г. приведенная норма утратила силу. В настоящее время нормативными правовыми актами, регулирующими порядок проведения военно-врачеб¬ной экспертизы, не предусмотрена возможность про¬ведения повторного медицинского освидетельствова¬ния лица призывного возраста, ранее признанного ог¬раниченно годным к военной службе. Изложенный выше вывод подтверждается и судебной правоприменительной практикой. Так, при призыве на военную службу в 2008 г. гражданин Е.В. Антоневич по результатам медицинского освидетель¬ствования был признан ограниченно годным к воен¬ной службе. В связи с улучшением состояния здоро¬вья Е.В. Антоневич 7 октября 2009 г. обратился в во¬енной комиссариат по поводу проведения повторно-го медицинского освидетельствования для определе¬ния категории годности к военной службе, однако в этом ему было отказано. Решением суда первой ин¬станции от 25 января 2010 г. отказ военного комисса¬риата признан незаконным. Суд кассационной инстан¬ции, отменяя данное решение определением от 14 ап¬реля 2010 г., сослался на то, что абз. 1 п. 38 Положе¬ния, предусматривавший обязательное медицинское освидетельствование граждан, признанных при при¬зыве на военную службу ограниченно годными к во¬енной службе и зачисленных в связи с этим в запас, раз в три года до достижения ими 27 лет, утратил силу, а в действующих нормативных актах не установлено обязанности уполномоченного органа проводить по¬вторное медицинское освидетельствование лица, ра¬нее признанного ограниченно годным к военной службе. Не согласившись с определением суда кассацион¬ной инстанции, Е.В. Антоневич подал жалобу в Кон¬ституционный Суд Российской Федерации, указав при этом, что вышеназванные нормативные положения не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее ст. 59 (ч. 1), поскольку они исключают возможность повторного медицинского освидетельствования для прохождения военной службы по призыву граждан, ранее признанных ограниченно годными к военной службе, несмотря на то, что состояние здоровья таких лиц может измениться в лучшую сторону. Конституционный Суд Российской Федерации, изу¬чив представленные Е.В. Антоневичем материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмо-трению, указав при этом следующее. В соответствии со ст.ст. 96 и 97 Федерального кон¬ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом и такая жалоба признается допус¬тимой, если его конституционные права и свободы затрагиваются примененным или подлежащим при¬менению в деле заявителя законом. Пункт 3 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и во¬енной службе» делегировал определение порядка ор¬ганизации и проведения медицинского освидетельст¬вования граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные уч¬реждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждан, ранее признан¬ных ограниченно годными к военной службе по со¬стоянию здоровья, уполномоченному федеральному органу исполнительной власти. Правительство Рос¬сийской Федерации, действуя в рамках реализации названного полномочия, приняло Постановление от 31 декабря 2004 г. № 886, в п. 19 которого признало утратившим силу абз. 1 п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривавший обязатель¬ное периодическое медицинское освидетельствование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, измени¬лось или нет состояние их здоровья. Таким образом, оспариваемое в жалобе Е.В. Антоневича положение Постановления Правительства Рос¬сийской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 886, при¬нятое во исполнение нормы п. 3 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», направлено на исключение такого повторного осви-детельствования, необходимость в котором не под¬тверждена объективными данными, что само по себе не может рассматриваться как нарушение конститу-ционных прав заявителя. Следует особо отметить и тот факт, что само из¬менение в состоянии здоровья лица, признанного ог¬раниченно годным к военной службе (которому при¬своена категория годности - В) и зачисленного в свя¬зи с этим в запас, не является основанием для при-зыва этого лица на военную службу, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воин¬ском учете или не состоящие, но обязанные состо¬ять на воинском учете и не пребывающие в запасе. А также п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержден¬ного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663, во исполне¬ние п. 4 ст. 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», установлено, что при наличии оснований, предусмотренных выше¬названным Законом и иными нормативными пра¬вовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении при¬зывника от призыва на военную службу или о пре¬доставлении ему отсрочки от призыва на военную службу и такое решение выносится на основании до¬кументов, предоставленных призывником в призыв¬ную комиссию, один раз при первоначальном рас¬смотрении данного вопроса. На основании вышеизложенных обстоятельств дела, обязать начальника отдела военного комиссариата Чувашской Республики по городу Чебоксары по вопросу проведения Вашего медицинского освидетельствования не представляется возможным, так как согласно действующему на сегодня российскому законодательству Правительство Рос¬сийской Федерации, действуя в рамках реализации названного полномочия, приняло Постановление от 31 декабря 2004 г. № 886, в п. 19 которого признало утратившим силу абз. 1 п. 38 Положения о военно-врачебной экспертизе, предусматривавший обязатель¬ное периодическое медицинское освидетельствование граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, независимо от того, измени-лось или нет состояние их здоровья. На сегодняшний день положительная судебная практика по данным вопросам складывается в сторону военных комиссариатов, так, например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 11 февраля 2013 года по гражданскому делу № 33-401/ 2013 приняла соответствующее определение и отказала истцу в удовлетворении его исковых требований, своевременно подавшему апелляционную жалобу на решение Алатырского районного суда, принявшему соответствующее решение от 16 ноября 2012 года об отказе истцу по аналогичному спору с отделом военного комиссариата Чувашской Республики по г.Алатырь, и Алатырскому районам.